ПРЕДИСЛОВИЕ


Директор Центра подготовки руководителей и команд цифровой трансформации Ксения Ткачева размышляет о смысле бережливого подхода в госуправлении, делится личным опытом руководителя, который инициировал и продвигает оптимизацию процессов, и называет пять факторов, которые повысят шансы на успех.

Директор Центра подготовки руководителей и команд цифровой трансформации Ксения Ткачева размышляет о смысле бережливого подхода в госуправлении, делится личным опытом руководителя, который инициировал и продвигает оптимизацию процессов, и называет пять факторов, которые повысят шансы на успех.
Планомерно освещая в наших публикациях разные стороны цифровой трансформации государственного управления, мы в Центре подготовки руководителей и команд цифровой трансформации на этот раз предлагаем вашему вниманию навигатор по бережливым подходам в госсекторе. Предваряя новую публикацию, я хотела бы показать преимущества и значимость оптимизации процессов, процессного управления в целом, и поделиться личным опытом оптимизации процессов Центра, дать несколько рекомендаций тем руководителям, кто только приступает к решению этой задачи.
Внедрение принципов бережливого управления в госсекторе отвечает тенденциям последних лет, когда в госуправлении, сфере в значительной степени инерционной, стали пересматривать принципы работы и заимствовать некоторые инструменты бизнеса. За последние годы в России появилось понимание, что в госсекторе не только можно, но и нужно использовать лучшие бизнес-практики. Инструменты повышения эффективности в государственном и коммерческом секторах во многом схожи, хотя в госсекторе есть специфические ограничения (нормативные документы, информационная безопасность, устаревшее ПО и т. д.). Среди преимуществ бережливого подхода:
повышение прозрачности работы организации;
рост эффективности организации, качества ее работы и скорости принятия решений;
бережное и эффективное использование человеческого потенциала;
оптимальное распределение финансовых ресурсов;
построение фундамента цифровой трансформации организации и возможность ее постоянного совершенствования;
повышение мотивации сотрудников, вовлеченность и позитивный настрой команды.
На верхнем уровне бережливый подход помогает достичь главных целей госуправления, связанных как с развитием страны, так и с качеством жизни отдельного человека. Государство имеет множество обязательств в отношении граждан, включая соблюдение их прав и свобод, охрану здоровья, защиту детей и малоимущих, поддержку предпринимательства. Все эти функции государство выполняет за счет налогоплательщиков. Бережливый подход, оптимизация процессов в госсекторе позволяют экономить средства каждого гражданина, расходовать бюджет разумнее и эффективнее. В этой работе значим вклад каждого государственного и муниципального служащего. Все решаемые ими задачи стоит рассматривать не как оторванные от жизни бюрократические процедуры, а как элемент функционирования государственной машины.
Как и другие подходы, Lean не может быть волшебной таблеткой. Его внедрение даст эффект, но он не будет значительным без сопутствующей комплексной работы, включающей применение инструментов клиентоцентричности, гибких подходов к управлению проектами, в том числе Agile, разработку обоснованной стратегии цифровой трансформации, учет этических аспектов и т. д. Эти средства совершенствования социального государства были описаны в отдельных публикациях Центра, и навигатор «Бережливое управление в госсекторе» продолжает эту линию.
Клиентоцентричный подход в государственном управлении: навигатор цифровой трансформации / под ред. О. В. Линник, А В. Ожаровского, М. С. Шклярук. М.: РАНХиГС, 2020.
Agile-подход в государственном управлении / под ред. Е. Г. Потаповой. М.: РАНХиГС, 2019.
Стратегия цифровой трансформации: написать, чтобы выполнить / под ред. Е. Г. Потаповой, П. М. Потеева, М. С. Шклярук. М.: РАНХиГС, 2021.
В прошлом году я как руководитель инициировала и теперь продвигаю оптимизацию процессов в Центре. Так сложилось, что наша деятельность начиналась стремительно, и, как и во многих других организациях, большинство процессов складывалось стихийно. Но на втором году существования Центра мы системно занялись описанием процессов и их оптимизацией, что стало органичной частью развития нашей организации.
Почему органичной? Вспомним пример из урбанистики. Если дорожки для пешеходов прокладывает архитектор, даже очень профессиональный, он не всегда делает это оптимально. Известна история о том, что при строительстве Курчатовского института в Москве в качестве эксперимента решили не асфальтировать дорожки сразу. Сначала пешеходы некоторое время протаптывали тропинки там, где это было удобно, и только потом архитекторы посмотрели, что получилось, и заасфальтировали их. Этот пример показывает, что не следует отметать прежние практики: они могут быть значимыми, поскольку сложились как способ удобной работы живых людей в конкретной команде и отражают их психологические и когнитивные особенности, черты организационной культуры. На оптимизацию процессов Центра я смотрю с точки зрения этой аналогии: сначала мы «протоптали дорожки» интуитивно, а сейчас с помощью профессиональных инструментов делаем их более ровными, удобными, отвечающими нашим задачам. Мы оптимизируем процессы Центра, не отказываясь полностью от этих тропинок, но не считаем их догмой и меняем при необходимости.
На какой основе можно успешно выстроить процессы? Рекомендации отличаются для руководителей разного уровня и разной степени погруженности в проблему, но есть несколько важных общих моментов.
1
В первую очередь это наличие мотивированного лидера, который хочет изменить работу своей организации и ведет за собой команду. Важно, чтобы он сам был евангелистом бережливого управления и других гибких подходов и транслировал свою убежденность непосредственным подчиненным и организации в целом. Этот фактор имеет решающее значение как на уровне отдельной организации, так и на уровне отрасли или государства. Если значимость бережливого управления (или любого другого подхода) будет провозглашена на федеральном уровне, но на местах служащие не будут понимать, что это за инструменты и как ими пользоваться, есть риск, что новый подход останется только лозунгом и реальных изменений на местах не будет.
2
Второй момент связан с поддержкой инициатив, будь то на уровне организации, департамента или одного человека. Cитуация, когда инновационные инструменты начинают внедряться на местах проактивно и инициативно, встречается довольно редко, но такие примеры особенно ценны. Переход к проактивной позиции не может быть быстрым (хотя он постепенно ускоряется) — ведь требуются изменения и организационной культуры, и модели управления, и мышления. В госуправлении очень долго не было пространства для инициативы и «права на ошибку», и до сих пор сохраняется множество ограничений. Хрупкие ростки более демократичной культуры только пробиваются, и поэтому так важно поддерживать их сверху, показывать, что это хорошо и правильно.
3
Третий шаг на пути к успеху — планомерная работа с сопротивлением. Каждый руководитель, внедряющий процессное управление и особенно оптимизирующий привычные процессы, встречается с сопротивлением. Пока сотрудники и коллеги не увидят эффективности новых инструментов, работа по оптимизации процессов выглядит для них как дополнительная нагрузка с неочевидным результатом. И здесь руководителю важно не жалеть время на разъяснения, на общение с командой, показывать, что анализ и исправление процессов окупаются, что в результате изменений у них будет возможность больше времени уделять интересным проектам, обучению и т. д. Если руководитель поможет своим сотрудникам осознать ценность этой работы, то успех оптимизации обеспечен.
4
Четвертая задача — учитывать загрузку команды. На этапе анализа и описания процессов сотрудникам в течение нескольких недель (в зависимости от сложности и количества процессов) приходится практически ежедневно по нескольку часов работать над оптимизацией. Руководитель должен понимать, что значительную часть времени команда будет недоступна для решения текущих задач, и согласиться на это ради выигрыша в будущем. Иначе неизбежны перегрузка команды, выгорание сотрудников, конфликты и увольнения.
5
И последний по порядку, но не по значимости, фактор успеха — это работа с мотивацией. Сотрудники, занятые оптимизацией, работают на успех вашей организации и лично вас как руководителя. Нужно продумать, каким образом вы их поощрите и как продемонстрируете свою вовлеченность в изменения. Я как руководитель считала для себя важным посещать презентации промежуточных результатов и финальную презентацию, участвовать в интервью, старалась подчеркивать важность того, что делают мои коллеги, не только на этапе запуска, но и дальше, чтобы у них не опускались руки, чтобы они чувствовали, что я вижу и ценю их усилия.
Также полезно понимать самому и донести до сотрудников, что их ценность как специалистов в результате внедрения бережливых подходов возрастет. Умение оптимизировать процессы — это востребованная компетенция, и сотрудник, участвуя в оптимизации, повышает свою рыночную капитализацию, а затраты на оптимизацию — это в том числе инвестиция работодателя в развитие команды и организации.
С чего начать? Если вы никогда не сталкивались с этой темой и думаете, что Lean подходит только для промышленного производства и неприменим к тому, чем вы занимаетесь, то задайте себе несколько вопросов. Знаете ли вы, сколько у вас процессов в организации? Какие из них ключевые? Где у вас возникают сбои? На что ваши сотрудники тратят больше времени, чем нужно? Если вы пока не знаете ответов, то налаживание процессного управления наверняка будет полезно вашей организации.
Если тема вам отчасти знакома и вы уже пробовали себя в роли руководителя процессного управления, то спросите себя: «Есть ли мне и команде куда расти?» Предположим, вы считаете, что расти вам некуда — тогда можете закрывать эту книжку: скорее всего, с процессами у вас все в порядке, вы уже все оптимизировали и вряд ли научитесь чему-то новому. Но если вы чувствуете, что ресурсы организации расходуются недостаточно эффективно, что у вашей организации есть потенциал, чтобы работать более качественно и быстрее достигать тех целей, которые вы как руководитель перед ней ставите, тогда перелистните страницу и погрузитесь в мир бережливого управления. Те инструменты, которые мы описываем, и те рекомендации, которые даем, помогут вам сделать серьезный шаг в этом направлении.