СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ
ПРОЦЕССНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Авторы: А. А. Пермякова, Ю. Х. Попкова
Система управления процессами — набор инструментов, которые делают работу организации более клиентоцентричной и прозрачной, облегчая сотрудникам понимание ее внутреннего устройства. Переход к системе управления процессами возможен только при активном участии руководителя; внедряющим подразделением может быть процессный офис. Самое главное:

  • В фокусе процессного подхода находятся клиент и конечный результат.
  • Ключевую роль в процессном управлении играют владельцы процессов.
  • Поэтапное внедрение процессного подхода состоит из формирования каталога процессов, их верхнеуровневого и детального описания, ролевой модели управления.
  • Выбор инструмента для визуализации процесса зависит от типа процесса и целей картирования.

4.1 ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ И ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД

Время чтения: 2 мин.
В государственных органах РФ сейчас почти повсеместно принята функциональная модель управления, при которой подразделения наделяются группами полномочий по схожим задачам и функциям, а мотивация сотрудников не привязана к конечному результату. При этом подразделения взаимодействуют не напрямую на своем уровне, а через руководителей. Такая структура описывается как «колодцы поручений и согласований» (см. рисунок 4.1). Когда сотрудник подразделения А запрашивает информацию, его запрос поднимается по уровням согласования в подразделении А, затем направляется в подразделение Б и там спускается исполнителю. При процессном подходе организация рассматривается и управляется как система взаимосвязанных процессов (как сеть процессов — см. раздел 3), ориентированная на результат для клиента. Подразделения и их функции при этом не исчезают, но происходит кросс-функциональное взаимодействие. Внедрение процессного управления (см. рисунок 4.2) не отменяет функционального, продуктового или проектного подходов; как правило, применяется сочетание разных методов. Такое сочетание делает невозможным единоначалие: у сотрудника, задействованного в процессе, наряду с функциональным руководителем появляется руководитель исполняемого процесса, что требует усилий по гармонизации отношений между несколькими руководителями и подчиненными.
О ключевых подходах к управлению процессами см. раздел 2
Рисунок 4.1
«Колодцы поручений и согласований» в организации
Рисунок 4.2
Что дает процессный подход