В государственных органах РФ сейчас почти повсеместно принята функциональная модель управления, при которой подразделения наделяются группами полномочий по схожим задачам и функциям, а мотивация сотрудников не привязана к конечному результату. При этом подразделения взаимодействуют не напрямую на своем уровне, а через руководителей. Такая структура описывается как «колодцы поручений и согласований» (см.
рисунок 4.1). Когда сотрудник подразделения А запрашивает информацию, его запрос поднимается по уровням согласования в подразделении А, затем направляется в подразделение Б и там спускается исполнителю. При
процессном подходе организация рассматривается и управляется как система взаимосвязанных процессов (как сеть процессов — см.
раздел 3), ориентированная на результат для клиента. Подразделения и их функции при этом не исчезают, но происходит кросс-функциональное взаимодействие. Внедрение процессного управления (см.
рисунок 4.2) не отменяет функционального, продуктового или проектного подходов; как правило, применяется сочетание разных методов. Такое сочетание делает невозможным единоначалие: у сотрудника, задействованного в процессе, наряду с функциональным руководителем появляется руководитель исполняемого процесса, что требует усилий по гармонизации отношений между несколькими руководителями и подчиненными.