3.6 ТИПЫ ПРОЦЕССОВ

Время чтения: 4 мин.
В каждой организации существует множество процессов. В отрасли или регионе их еще больше. Чтобы разобраться в этом многообразии, обычно выделяют типы процессов, классифицируют их. В таблице 3.2 приведены распространенные способы классификации. При этом каждая организация может разработать собственную классификацию, исходя из своих особенностей и пользуясь таблицей 3.2 как «конструктором» (см. также раздел 4.2). Сложность классификации процессов возрастает по мере повышения процессной зрелости организации. Обычно начинают с выделения основных и вспомогательных процессов, а далее по мере необходимости добавляют новые типы и виды.
Таблица 3.2
Возможные способы классификации процессов
Также возможны и некоторые иные основания классификации, например уровень креативности, необходимый для осуществления процесса (он будет разным для подготовки бухгалтерской отчетности и для создания веб-дизайна), или степень предсказуемости и стабильности процесса. По последнему критерию процессы делятся на стационарные (их структура четко определена и не меняется во времени), динамические, или адаптивные (процесс меняется при изменении внешних условий по известным заранее правилам, подробнее см. раздел 7), и случайные, или стохастические (процесс постоянно меняется, причем непрогнозируемым образом).
Подходы к работе с разными типами процессов могут существенно отличаться, и смысл классификации процессов в том, чтобы выбрать для процесса определенного типа наиболее подходящие методы, инструменты и правила. Например, очевидно, что степень внимания к основному кросс-функциональному сквозному процессу должна быть выше, чем к несквозному или внутрифункциональному, а способы управления ручными стационарными процессами существенно отличаются от таковых для динамических роботизированных.