6.3 «ОПРЕДЕЛЕНИЕ»

Время чтения: 6 мин.
Цель этапа — понять, что именно и почему нужно совершенствовать. Выбирается цель оптимизации, процесс для улучшения (о критериях его выбора см. выше в разделе 6.1), основные проблемы этого процесса и его границы, определяется команда проекта оптимизации. Есть смысл собрать представителей всех подразделений, которые участвуют в процессе, — все ключевые заинтересованные стороны, тех, кто обеспечивает вход и выход процесса. На этом этапе процесс определяется на верхнем уровне.
Желательно описать цель по методу SMART: она должна быть конкретной, измеримой, достижимой, важной и определенной по срокам. SMART — сокращенное от англ. Specific (конкретный), Measurable (измеримый), Achievable (достижимый), Relevant (соответствующий), Time bound (ограниченный во времени).
Для прохождения цикла DMAIC необходимо, чтобы у процесса был владелец (см. раздел 4.2.4): именно ему предстоит принимать ключевые решения по оптимизации. На фазе «Определение» также происходит утверждение проекта у руководителя организации или должностного лица, который будет курировать проект и сможет обеспечить его приоритет и наличие ресурсов. Рекомендуется провести общую встречу участников проекта, на которой курирующий руководитель, владелец процесса и руководитель проекта расскажут о целях оптимизации и предстоящих шагах. На этой же встрече курирующий руководитель сможет подчеркнуть ответственность каждого участника за общий результат, а также высказать свои ожидания от оптимизации.

ШАГ 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОПИСАНИЕ ПРОЦЕССА НА ВЫСОКОМ УРОВНЕ

После того как процесс для оптимизации выбран, необходимо описать проблему. Мы предлагаем формулировать проблему, отвечая на четыре коротких вопроса:
  1. Что происходит?
  2. Когда возникла проблема?
  3. Где она существует?
  4. Каков размер (масштаб) проблемы?
Описать проблему — значит кратко указать, что работает не так и почему это нужно исправить. Предположения о причинах неполадок или о том, какие действия необходимо предпринять, здесь не требуются. Для оценки проблемы необходимо использовать количественные результаты измерения.
Для описания процесса на высоком уровне лучше всего использовать модель «поставщик — пользователь» (SIPOC — подробнее о ней см. в разделе 4.2.2). Она наглядна и проста и поэтому подходит в том случае, когда вам необходимо проводить презентации для руководства. Ее также удобно применять, если у вас недостаточно ресурсов для полного и детального описания всех процессов организации. Особое внимание стоит уделить масштабу процесса. Желательно не подниматься слишком высоко, чтобы сохранить ценность процесса, не сделать его слишком общим. Масштаб можно менять в зависимости от уровня презентации: руководству по этой модели показывать сквозной кросс-функциональный процесс, а рабочим группам описывать его части.

ШАГ 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ КЛИЕНТОВ

Сбор и анализ «голосов клиентов» может включать опросы в вашей организации и интервью с внешними клиентами. На основании этих данных определяется целевой показатель оптимизации процесса. Предлагаем вам воспользоваться инструментом VOC — CTQ.
VOC — CTQ: ГОЛОС КЛИЕНТА И ЦЕЛЕВОЙ ПОКАЗАТЕЛЬ
«Голос клиента» (англ. Voice of Customer, VOC) — это исследование потребностей клиентов, их предпочтений по отношению к продукту или услуге, отправная точка улучшений. Качество внешнего сервиса зависит от качества внутреннего. Важно слышать и внешних клиентов, и сотрудников. Любой продукт или услуга для пользователей — это результат работы многих подразделений организации. «Голос клиента» при оптимизации переводится в измеримый показатель — CTQ (англ. Critical to Quality, «критично важный для качества»). Это любой измеримый показатель продукции или услуги, важный с точки зрения клиента.

VOC — CTQ: ГОЛОС КЛИЕНТА И ЦЕЛЕВОЙ ПОКАЗАТЕЛЬ

«Голос клиента» (англ. Voice of Customer, VOC) — это исследование потребностей клиентов, их предпочтений по отношению к продукту или услуге, отправная точка улучшений. Качество внешнего сервиса зависит от качества внутреннего. Важно слышать и внешних клиентов, и сотрудников. Любой продукт или услуга для пользователей — это результат работы многих подразделений организации. «Голос клиента» при оптимизации переводится в измеримый показатель — CTQ (англ. Critical to Quality, «критично важный для качества»). Это любой измеримый показатель продукции или услуги, важный с точки зрения клиента.
О том, кого можно считать клиентом для госорганизации и каковы его требования, см.: Клиентоцентричный подход в государственном управлении: навигатор цифровой трансформации / под ред. О. В. Линник, А. В. Ожаровского, М. С. Шклярук. М.: РАНХиГС, 2020.
В таблице 6.1 показано, как выбрать целевой показатель для оптимизации. Ключевым критерием будет недовольство участников процесса, руководства организации и владельца процесса. Иногда следует учитывать требования, которые предъявляют к процессу внешние участники.
Таблица 6.1
Определение показателей CTQ
ЧТО ПОЧИТАТЬ
Как превратить недовольство клиентов из постоянной головной
боли организации в ее актив? Можно ли использовать отрицательные отзывы для улучшения качества сервиса и завоевания новых сегментов рынка? Работа с жалобами закладывает фундамент общения с потребителями; компании, которые это поняли, массово пересматривают отношение к жалобам и искренне благодарят за любой честный отзыв. Госслужащим осознанное и позитивное отношение к нуждам клиентов тоже пригодится в работе.

Барлоу Д., Меллер К. Жалоба — это подарок. Как сохранить лояльность клиентов в сложных ситуациях. М.: Олимп-Бизнес, 2018.

ЧТО ПОЧИТАТЬ

Как превратить недовольство клиентов из постоянной головной
боли организации в ее актив? Можно ли использовать отрицательные отзывы для улучшения качества сервиса и завоевания новых сегментов рынка? Работа с жалобами закладывает фундамент общения с потребителями; компании, которые это поняли, массово пересматривают отношение к жалобам и искренне благодарят за любой честный отзыв. Госслужащим осознанное и позитивное отношение к нуждам клиентов тоже пригодится в работе.

Барлоу Д., Меллер К. Жалоба — это подарок. Как сохранить лояльность клиентов в сложных ситуациях. М.: Олимп-Бизнес, 2018.

ШАГ 3. РАЗРАБОТКА ПАСПОРТА ПРОЕКТА

Паспорт проекта — это соглашение между руководителем организации и проектной командой, в котором записаны ожидания заказчика или руководителя. Паспорт — живой документ, который создается на начальном этапе работы рабочей группы и по мере реализации проекта редактируется.
Паспорт позволяет прояснить ожидания, мотивировать команду на результат и определить предполагаемые выгоды. В паспорте фиксируются проблемы, команды, границы, риски, цель оптимизации, целевой показатель. Пример паспорта процесса приведен в таблице 6.2.
Предоставлен И. Ю. Кириловой.
Таблица 6.2
Пример паспорта проекта по оптимизации процесса первичного приема граждан Белгородского городского центра занятости населения