АДАПТИВНЫЙ КЕЙС-МЕНЕДЖМЕНТ

Авторы: П. А. Алферов, А. В. Ожаровский
Не для всех видов деятельности организации подходит процессное управление в чистом виде. Некоторые сферы находятся на стыке проектного и процессного подходов и требуют особых решений, пригодных для повторяющихся и хорошо описанных действий, в которых, тем не менее, каждый раз есть уникальные черты и элемент инновационности. Для таких действий был придуман кейс-менеджмент. Что следует о нем знать? Самое главное:

  • Это один из сравнительно новых, гибридных способов планирования, организации и контроля деятельности.
  • Примеры кейсов — уголовные дела и медицинские карты.
  • Адаптивный кейс-менеджмент — альтернативный по отношению к BPM способ управления бизнес-процессами.
  • ИТ-системы на основе адаптивного кейс-менеджмента решают задачи коллективного взаимодействия сотрудников.

7.1 ЧТО ТАКОЕ КЕЙС-МЕНЕДЖМЕНТ

Время чтения: 8 мин.
К концу XX века в науке о менеджменте сложилось мнение, что основная задача менеджера — организовать плановую работу вверенной ему организации. Внеплановая деятельность должна быть минимизирована,
т. к. ей невозможно эффективно управлять. Плановая деятельность — это, как следует из ее названия, та деятельность, которая включена в планы организации, то есть предусмотрена заранее. Внеплановая деятельность — это реактивная деятельность, для которой не были составлены планы. Это разделение (рисунок 7.1) во многом определяется нормативным регулированием и мнением первых лиц организации.
Существует два основных подхода к планированию, организации и контролю работ: проектный и процессный (подробнее см. раздел 3.3). Чтобы выстроить работу, направленную на получение определенного результата, менеджеру предлагается ответить на несколько вопросов:
  • Деятельность периодически повторяется? Она понятна и описана? Она имеет высокую степень определенности?
  • Деятельность уникальна, инновационна, нет опыта выполнения таких работ? Есть ограничения: сроки, бюджет...?
Также иногда называют Change-деятельностью, см. раздел 2.1.1.
Также называют Run-деятельностью, см. раздел 2.1.1.
Рисунок 7.1
Пример структурирования плановой и внеплановой деятельности организации
В первом случае речь идет об операционной деятельности, а менеджер должен описать процесс работы, а затем его выстроить. Во втором случае следует запустить проект и выполнять его по известным правилам. Но так был устроен менеджмент XX века. В XXI веке ситуация начала меняться.
Можно сказать, что вся наука об управлении ХХ века занималась вопросом, как уменьшить неопределенность… Определенность — как бы концептуальное основание всей науки о менеджменте XX столетия. Причем эта наука не показывает, как жить с неопределенностью. А именно этому необходимо научиться, чтобы добиться успеха в современном мире.
Том Стюарт, главный редактор Harvard Business Review
Стюарт Т. Менеджеры — непризнанные законодатели мира // Институт проблем предпринимательства.
На границе XX и XXI веков появились новые подходы. Те, кто хотят сделать что-то новое, чего никогда не делали, запускают стартап или спин-офф, в том числе по методологии Lean Startup. В цифровой трансформации активно развивается продуктовый подход. Кейс-менеджмент — еще один сравнительно новый способ планирования, организации и контроля работ.
Слово case переводится как «дело». При этом «дело» имеет в русском языке в том числе и негативные коннотации и напоминает об административных формальностях («личное дело») и об уголовном процессе («завести дело», «открыть дело»). Чтобы избежать подобных аналогий, слово case обычно не переводят, а используют его русскую кальку «кейс».
Яркими примерами применения кейсового подхода служат уголовные дела и медицинские карты. Он во многом и появился как обобщение опыта медицинской и юридической практики. В следственном или судебном деле ход работ определяется вновь открывающимися обстоятельствами — например, опрос нового свидетеля меняет план дальнейших действий. А в больнице каждое новое обследование, результаты очередного анализа могут дать материал для изменения плана лечения, а иногда и для пересмотра диагноза. Сначала появилась идея обобщить подход медицинской и судебной систем хотя бы для других социальных сервисов. Например, распространить его на работу с обращениями граждан по сложным вопросам, которая не укладывается в стандартные процессы. Потом стало ясно, что и в бизнесе есть много похожих ситуаций.
К идеям кейс-менеджмента, которые были популярны у маркетологов, со временем пришли и производственники, когда развивали тему сегментации продуктов, их подстройки под специфические требования отдельных групп потребителей. Этот подход лежит в основе мелкосерийного производства, когда продукт создают не большими партиями, а под заказ с конкретными требованиями. Управление работниками умственного труда, которые имеют дело со знаниями как средством производства, тоже, как выяснилось, требует особого подхода.
В физическом труде задача всегда четко определена. Домовладелец поясняет прислуге, в чем заключаются ее обязанности. Машина или сборочный конвейер диктуют рабочему, что он должен делать. Но в случае работника умственного труда ответ на вопрос «что делать» не так прост и очевиден. Это объясняется тем, что умственный труд не диктуется машиной. Работники умственного труда управляют им сами. Так и должно быть, потому что только они владеют самым дорогостоящим средством производства — своими знаниями. <...> Квалифицированные специалисты знают, какие методы следует использовать для выполнения задачи, какие рутинные операции можно исключить.
Питер Друкер, один из основоположников регулярного менеджмента
Друкер П. Ф., Макьярелло Дж. Друкер на каждый день. 366 советов успешному менеджеру. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013.
Очевидно, что такой взгляд на интеллектуальный труд и на знания как средство производства противоречит процессному подходу и вполне соответствует кейсовому. Каждое дело (кейс) уникально, но в каждом есть много общего с другими делами. Таким образом, кейс-менеджмент представляет собой некоторую смесь проектного и процессного подходов, а кейс — фактически гибрид проекта и процесса (см. рисунок 7.2)
Рисунок 7.2
Место кейс-менеджмента среди проектов и процессов
Точное определение кейс-менеджмента зависит от контекста, в котором этот термин используется. В самом общем виде кейс-менеджмент — это комбинация сервисов для отдельного лица или ситуации, которая может рассматриваться как отдельный случай (кейс). Подход активно применяется в таких областях, как здравоохранение, уход, реабилитация, социальная работа, страхование инвалидности, трудоустройство, право и даже контрольно-надзорная деятельность. Вот несколько определений кейсового метода из разных областей.
  • Кейс-менеджмент — это совместные оценка ситуации, планирование действий, помощь в получении услуг и защита интересов какого либо лица в том, что касается вариантов целостного удовлетворения его потребностей через коммуникацию и доступные ресурсы ради достижения качественных экономически рентабельных результатов.
  • Кейс-менеджмент — это работа по записи, мониторингу и анализу данных, процедур и связанного содержимого, составляющих дело. Дело может представлять собой расследование, которое необходимо провести, запрос на обслуживание, который необходимо выполнить, проблему, которую необходимо решить.
Marfleet F., Trueman S. & Barber R. National Standards of Practice for Case Management // Case Management Society of Australia & New Zealand, 2013.
Из этих определений видно, что кейс — это процесс со стандартными
фазами, но большим количеством ветвлений (см. рисунок 7.3), который поддается предварительному планированию в своих больших шагах (этапах), но не в мелких: их полный набор и последовательность заранее неизвестны. Кейс-менеджмент как подход распространен в первую очередь в англоязычных странах, в меньшей степени — в Германии. Поиск по термину case management дает более 3,5 млн результатов. Сообщества специалистов по кейс-менеджменту действуют в Великобритании, США, Австралии и Новой Зеландии. Часть из них фокусируется на управлении кейсами в здравоохранении и социальной работе, другие расширяют использование подхода. Ассоциации выпускают национальные стандарты и проводят обучение и сертификацию кейс-менеджеров. Одна только Комиссия по сертификации кейс-менеджеров (CCMC) по состоянию на 2020 год сертифицировала более 48 тыс. человек.
Рисунок 7.3
Кейс как многовариантный процесс