В 2019 году на базе Комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области был создан департамент процессного управления и государственных услуг (процессный офис), отвечающий за внедрение и сопровождение процессного управления в органах исполнительной власти области. В его функции входит методическое сопровождение процессного управления, внедрение бережливых технологий, обучение госслужащих процессному управлению и сопровождение проектов оптимизации. В первое время работа департамента строилась на личных навыках методологов процессного управления и их коммуникации с рабочими группами. Фактически инструменты бережливого производства и процессного управления применялись вручную.
Оптимизация начиналась с единичных процессов, к 2020 году их количество увеличилось до 20, в 2021 году оптимизируется более 40 процессов. Возникла необходимость формализовать имеющиеся знания, выстроить единую логику процессного управления и создать банк решений и процессов, доступный каждому. Поэтому была предложена концепция
портала процессного управления, которая объединяет все вышеназванное с привлечением как методологов процессного управления, так и
участников процессов.
Клиенты портала — участники процессного управления и представители бизнес-сообщества, заинтересованные в изучении процессов и опыта их оптимизации. Внутренние клиенты — сотрудники процессного офиса, которые используют портал для закрепления инструментов и алгоритма работы, унификации и стандартизации информации. Внешние клиенты — участники оптимизации (члены рабочих групп). Стейкхолдеры — руководители органов власти, их интересует мониторинг показателей и результатов оптимизации (реинжиниринга) процессов. Цель — автоматизация работы над процессами в госсекторе.
Портал реализован на базе CRM-системы по аналогии с информационной системой управления проектами, но с прицелом на методологию управления процессами и включением соответствующих инструментов. Выяснилось, что подобный проект в России реализуется впервые, поэтому было решено расширить концепцию и формировать не только закрытую CRM, но и публичную часть портала. На ней будут размещаться инструменты, результаты оптимизации, региональный опыт процессного управления.
Было решено публично обсуждать проблемы, этапы работ и текущее состояние процессов: граждане проявляют интерес к оптимизации государственных услуг. При создании портала использовались инструменты Lean и Аgile. Работа велась итеративно, при прототипировании изучали клиентский опыт, на каждом этапе собирали обратную связь. Работа над архитектурой системы позволила участникам проекта более тщательно проанализировать собственные процессы и легла в основу первого в России положения о процессном управлении, утвержденного
30 декабря 2020 года.