6.5 «АНАЛИЗ»

Время чтения: 4 мин.

ШАГ 7. АНАЛИЗ КАРТЫ ПРОЦЕССА И ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОСТИ БЫСТРОРЕАЛИЗУЕМЫХ УЛУЧШЕНИЙ

Фаза DMAIC «Анализ» предполагает проведение рабочих групп по определенным правилам. Включите в группу всех участников процесса и представителей заинтересованных сторон. Соберитесь в большом помещении, разместите шаги процесса на стене с помощью стикеров и начните обсуждение. Проблемы, которые называют участники процесса, нужно записать и поместить на соответствующий шаг процесса.
Рисунок 6.7
Оценка шагов процесса с точки зрения значимости для клиента / конечного пользователя
С точки зрения значимости действий для клиента в оптимизируемом процессе можно выделить три зоны: деятельность, добавляющую ценность; деятельность, не добавляющую ценность, и деятельность, которая не добавляет ценности, но необходима по регламенту (см. рисунок 6.7). На всех шагах, попавших в «красную зону» — не несущую ценности, — рекомендуется выявлять потери. Существует восемь основных видов потерь (рисунок 6.8): «перепроизводство», «ожидание», «интеллект», «брак», «запасы», «перемещение», «обработка», «движение»
Она занимает до 80% всего процесса.
О понятии «потери» см. также в разделе 2.2.1
Рисунок 6.8
Восемь видов потерь — шагов процесса, не добавляющих ценности услугам или продуктам

ШАГ 8. АНАЛИЗ ДАННЫХ, ПОЛУЧЕННЫХ НА ФАЗЕ «ИЗМЕРЕНИЕ»

В этом навигаторе мы не рассматриваем статистические инструменты анализа данных. Вместо них мы предлагаем более простой способ поиска коренных причин — «Пять почему». Этот метод придумал в 1940-х годах один из идейных вдохновителей бережливого производства Сакити Тойода, основатель компании Toyota.
См., например: Уилер Д., Чамберс Д. Статистическое управление процессами. Оптимизация бизнеса с использованием контрольных карт Шухарта. М.: Альпина Паблишер, 2016.
«ПЯТЬ ПОЧЕМУ»
  1. Сформулируйте проблему, которую планируете решать. Чтобы найти решение, необходимо понять «корневую» (изначальную) причину ее возникновения. Проблему можно записать на доске или на карточке.

  2. Задается вопрос: «Почему это произошло?» Группа отвечает на него, записываются все варианты ответов. Похожие ответы можно сгруппировать.

  3. На второй итерации вопрос «Почему это произошло?» задается по отношению к факторам, выявленным в первой итерации. На третьей — задаются вопросы к факторам, выявленным в ходе второго ответа на вопрос, и так далее.

  4. Если после пяти итераций есть возможность еще больше углубиться в причину, можно повторить еще один цикл.

Практика показывает, что чаще всего именно на пятом ответе происходит выявление «корневой» причины.

«ПЯТЬ ПОЧЕМУ»

  1. Сформулируйте проблему, которую планируете решать. Чтобы найти решение, необходимо понять «корневую» (изначальную) причину ее возникновения. Проблему можно записать на доске или на карточке.

  2. Задается вопрос: «Почему это произошло?» Группа отвечает на него, записываются все варианты ответов. Похожие ответы можно сгруппировать.

  3. На второй итерации вопрос «Почему это произошло?» задается по отношению к факторам, выявленным в первой итерации. На третьей — задаются вопросы к факторам, выявленным в ходе второго ответа на вопрос, и так далее.

  4. Если после пяти итераций есть возможность еще больше углубиться в причину, можно повторить еще один цикл.

Практика показывает, что чаще всего именно на пятом ответе происходит выявление «корневой» причины.

ШАГ 9. ФОРМИРОВАНИЕ МАТРИЦЫ ВЛИЯНИЯ ФАКТОРОВ

Матрица влияния (см. рисунок 6.9) поможет систематизировать выявленные причины проблем, расставить приоритеты и выбрать те причины, для которых будут разрабатываться решения на следующей фазе.
Рисунок 6.9
Матрица влияния для выявления основных факторов, приводящих к проблемам в процессе