3.7 ПРОЦЕССЫ КАК ОСНОВА
ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ

Время чтения: 4 мин.
Именно процессный подход, то есть рассмотрение организации как сети процессов, де-факто признан многими экспертными и профессиональными организациями удобным для описания того, что происходит или что должно происходить в организации или в какой-то ее части. Например, международная организация сертификации ISO использует процессный подход и описание на языке процессов для сертификации систем менеджмента (см. таблицу 3.3, а также приложение Б). Наверное, самая известная система менеджмента — это Система менеджмента качества (СМК), определенная в стандартах серии ISO 9000. Логика, заложенная в стандарты этой серии, опирается на идеи Э. Деминга, которые можно кратко сформулировать так: «Качественные процессы дают качественные результаты; если компания хочет оказывать качественные услуги или производить качественные продукты, у нее должны быть выстроены системные и качественные процессы».
В стандарты серии ISO 9000 входят: ISO 9000:2015 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь», ISO 9001:2015 «Системы менеджмента качества. Требования», ISO 9004:2019 «Менеджмент качества. Качество организации. Руководство по достижению устойчивого успеха организации».
Подробнее см.: Э. Деминг. Менеджмент нового времени. М.: Альпина Паблишер, 2019.
Таблица 3.3
Основные стандарты, описывающие системы управления организации на основе процессного подхода
Рисунок 3.6
Процессная модель ITIL
Аналогичный способ рассуждений и процессный подход стали методологической и структурной основой многих других стандартов, описывающих иные системы менеджмента организации.
Проводя сертификацию на соответствие любым указанным стандартам ISO и получая соответствующий сертификат, организация фактически сертифицирует именно процессы, а не их результаты. Также процессный подход давно и успешно используется в описании и регулировании ИТ-сферы. Например, широко известная библиотека ITIL описывает процессный подход в ИТ-менеджменте (см. рисунок 3.6), а не менее известный стандарт COBIT — процессы контроля в системном управлении ИТ. Уже упоминавшийся PMBOK содержит достаточно полную и популярную процессную модель проектного управления (см. рисунок 3.7). Эти схемы двух разных процессных моделей можно использовать как примеры визуализации процессов в организации или подразделении и в то же время как справочник, отвечающий на вопрос «Какие бывают процессы в разных сферах деятельности?».
ITIL (англ. IT Infrastructure Library) — библиотека инфраструктуры информационных технологий. С 2013 года ITIL принадлежит компании AXELOS Ltd, которая занимается разработкой, управлением и использованием квалификаций в соответствии с передовой практикой в методологиях. Подробнее см.: ITIL Open Guide.
COBIT (англ. Control Objectives for Information and Related Technologies) — подход к управлению информационными технологиями, созданный Ассоциацией контроля и аудита систем (Information Systems Audit and Control Association — ISACA) и Институтом руководства ИТ (IT Governance Institute — ITGI) в 1992 году. Подробнее см.: COBIT // ISACA.
Рисунок 3.7
Процессная модель PMBOK 2008

Выводы

Прежде чем приступать к изучению и улучшению процессов, необходимо разобраться в том, что такое процесс, как он устроен внутри и где его границы, где именно встречаются процессы, как их можно классифицировать, как они соотносятся друг с другом. Мы постарались ответить на эти вопросы. Также речь шла о жизненном цикле процесса, процессных моделях и стандартах, о деятелях, которые внесли вклад в изучение рабочих процессов.
Из приведенного выше анализа могло сложиться впечатление, что сами по себе процессы — не особенно сложная тема, а полученные сведения легко применить на практике. Однако простыми процессы могут быть только в теории. При адаптации процессной логики к особенностям конкретной организации возникают многочисленные развилки, где выбор пути зависит от правил, инструментов, методик и ограничений, принятых в этой организации. Тому, как эффективно интегрировать правильно выстроенные процессы в реальные условия государственных структур, посвящены следующие разделы навигатора.