2.2 LEAN И РАЗВИТИЕ КОНЦЕПЦИИ
БЕРЕЖЛИВОГО УПРАВЛЕНИЯ

Время чтения: 6 мин.

2.2.1 LEAN: БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО И БЕРЕЖЛИВОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Термин Lean — а точнее Lean production, «бережливое производство» — появился в 1988 году в отчете исследовательского проекта американских автомобилестроителей, искавших причины невероятного успеха своих японских конкурентов. Корни нового типа менеджмента, обеспечившего прорыв японским легковым автомобилям на американском рынке, вели к производственной системе компании Toyota.
Вскоре оказалось, что принципы бережливого производства универсальны и прекрасно работают не только в промышленности, но и в сфере услуг, коммунальном хозяйстве, здравоохранении и госуправлении: возникла концепция бережливой организации, а затем и бережливого управления.
ЧТО ПОЧИТАТЬ
Аналитик Масааки Имаи обратил внимание бизнеса на кайдзен. В основе этой японской концепции — стремление к совершенству, воплощенное в конкретные формы, методы и технологии. Сейчас философия кайдзен получила широкое распространение и доказала свою эффективность не только в промышленности, но и в других сферах, в том числе в госуправлении.

Имаи М. Кайдзен: ключ к успеху японских компаний. М.: Альпина Паблишер, 2020.

ЧТО ПОЧИТАТЬ

Аналитик Масааки Имаи обратил внимание бизнеса на кайдзен. В основе этой японской концепции — стремление к совершенству, воплощенное в конкретные формы, методы и технологии. Сейчас философия кайдзен получила широкое распространение и доказала свою эффективность не только в промышленности, но и в других сферах, в том числе в госуправлении.

Имаи М. Кайдзен: ключ к успеху японских компаний. М.: Альпина Паблишер, 2020.
Cторонники бережливых подходов подчеркивают, что Lean — это не набор инструментов, а способ мышления (cм. таблицу 2.1). Его основное понятие — ценность. Она может быть определена только клиентом, поэтому в центре Lean-мышления находится человек. В применении к госсектору Lean — клиентоцентричная концепция, которая требует от госслужащего направить все внимание на клиента — того, кто получает государственные или внутренние услуги и определяет их ценность.
Вумек Дж., Джонс Д. Бережливое производство. Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании. М.: Альпина Паблишер, 2020.
Таблица 2.1
Различия традиционного и Lean-мышления
Lean-подход нацелен на выявление подлинной ценности товаров и услуг и на выстраивание «потока» — наилучшей, без потерь времени и усилий, последовательности действий, создающих эту ценность. В госсекторе сотрудники устраняют напрасные траты ресурсов в рабочем процессе и про каждое действие задают себе вопрос: увеличивает ли оно ценность, приближает ли к решению задачи?
БАЗОВЫЕ ПРИНЦИПЫ LEAN
  • Главная роль — у клиента.
  • Ключевая задача — обеспечить ценность услуги для клиента.
  • Сначала нужно определить потери, затем ликвидировать их.
  • Сделать сотрудников организации реальными владельцами процессов.
  • Вдохновлять сотрудников на прорывы.
Внедрение Lean (см. таблицу 2.2) предполагает ряд действий.
Они были разработаны для производственных процессов, но успешно используются и в госорганизациях. См. об этом: Teeuwen B. Lean for the Public Sector. The Pursuit of Perfection in Government Services. New York: Productivity Press. Taylor & Francis Group, 2011.
1
Определение клиента и ценности процесса для него.
2
Картирование потока создания ценности (см. раздел 4.3 и раздел 6.4). Выявление потерь и действий, добавляющих ценность.
3
Выстраивание потока процессов, исключение задержек и проблем с качеством.
4
«Вытягивание» («принцип супермаркета»). Цепочку событий инициирует потребитель. Сигнал к началу очередного этапа работы дает тот, кто потребляет результаты («берет упаковку печенья с полки супермаркета»), а не тот, кто эти результаты обеспечивает («работник, раскладывающий товары на полке»). И так по всей цепочке процесса — управляющий сигнал идет справа налево, от последнего шага к предыдущему и далее до самого первого участника цепочки.
5
Стремление к совершенству. Lean — это постоянный рост.
Таблица 2.2
Элементы внедрения Lean

2.2.2 «LEAN ШЕСТЬ СИГМ»

Интегрированная методология «Lean Шесть сигм» (Lean Six Sigma, LSS) возникла в результате объединения Lean-подходов и концепции «Шесть сигм», разработанной в компании Motorola для минимизации отклонений от стандартов в производстве. С точки зрения статистики шесть сигм — это характеристика такого процесса, количество дефектов в котором не превышает 3,4 на миллион операций. Как и Lean, концепция «Шесть сигм» вышла за пределы промышленных предприятий — ее начали применять в сфере услуг. Но у этой методологии обнаружилась слабая сторона: фокусируясь на сокращении нежелательных вариаций процесса, «Шесть сигм» не рассматривает вопрос ценности самого процесса для клиента. Концепция «Lean Шесть сигм» объединила инструменты «Шести сигм» и ценностный подход бережливого управления. LSS — путь постепенных улучшений; они начинаются с выявления потерь, простоев и ненужных трат (Lean) и продолжаются как работа по сокращению дефектов и отклонений в процессе, ценность которого уже определена. Ключевой метод LSS, цикл DMAIC, подробно описан в разделе 6.2. В государственной организации применение LSS может включать несколько этапов:
Cole В. Lean-Six Sigma for the Public Sector. Leveraging Continuous Process Improvement to Build Better Governments. ASQ Quality Press, 2011.
  • выявление и устранение больших объемов потерь или ненужных трат;
  • получение поддержки сотрудников и внедрение Lean-подходов;
  • получение поддержки руководителей и создание доверительной среды;
  • минимизация отклонений в оптимизированном процессе с помощью «Шести сигм».