9.2 ОТРАСЛЕВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТА

Проект «Эффективный регион» реализуется в виде отраслевых проектов, таких как «Бережливая поликлиника», «Бережливый город», «Бережливый МФЦ», «Бережливая школа» и т. п.

«БЕРЕЖЛИВАЯ ПОЛИКЛИНИКА»

За шесть лет бережливыми должны стать почти 7 тыс. амбулаторных учреждений. По замыслу Росатома и Минздрава, принципы бережливости повысят эффективность медицинского обслуживания в стране.
Паспорт приоритетного проекта «Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь» был утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 26.07.2017 № 8). Для внедрения этой модели в регионах Росатом создает методические рекомендации; разработаны и утверждены Минздравом 22 критерия, которым должны соответствовать бережливые поликлиники, представлен проект новой модели медицинской организации.
Паспорт приоритетного проекта «Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь».
Новая модель медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь: методические рекомендации
Основной принцип бережливой работы поликлиники — непрерывность производственного потока, без задержек и очередей. Она достигается за счет равномерной загрузки персонала, рационального размещения людей и информации, оптимальной планировки площадей17. Внедрение новой модели сокращает время пребывания пациента в медучреждении, позволяет быстро и удобно записаться к врачу, уменьшает объемы бумажной работы у врачей. В 2019 году в тиражирование новой модели включились более 1500 детских поликлиник.

«БЕРЕЖЛИВЫЙ ГОРОД»

В проекте «Бережливый умный город» (Lean Smart City) Lean-подход применяется для управления городским хозяйством. Проект предполагает постоянную работу над оптимизацией процессов муниципального управления с помощью цифровых инструментов сбора и анализа данных. «Бережливый город» позволяет не только экономить ресурсы, но и вовлекать жителей в управление, повышать качество жизни горожан. Цель проекта — повышение качества и скорости услуг, снижение бюрократических издержек, потерь времени.
Бережливый умный город (LEAN SMART CITY) // Инфраструктурные решения. Росатом.
Наши решения позволяют малым и средним городам не отставать от мегаполисов в цифровом развитии. Это делает городскую среду более комфортной, повышает качество жизни, создает условия для того, чтобы люди не покидали город и связывали с ним свое будущее.
Гендиректор АО «Русатом Инфраструктурные решения» Ксения Сухотина
24 апреля 2019 года на III Форуме городов атомной отрасли Росатом заключил соглашения о внедрении подходов «Бережливого умного города» (Lean Smart City) с представителями 15 российских городов: Балаково, Волгодонска, Глазова, Десногорска, Дубны, Железногорска, Заречного ЗАТО, Зеленогорска, Краснокаменска, Лесного, Обнинска, Снежинска, Трехгорного, Удомли, Электростали.
ЗАТО Заречный Пензенской области признан одним из самых бережливых атомных городов. В нем реализуются около 10 бережливых проектов в сфере медицины, образования, спорта, вопросов оказания услуг населению.

ЗАТО Заречный Пензенской области признан одним из самых бережливых атомных городов. В нем реализуются около 10 бережливых проектов в сфере медицины, образования, спорта, вопросов оказания услуг населению.
Заречный — один из самых «бережливых» городов «Росатома» // ЗАТО «Росатома».
В июле 2020 года был опубликован первый национальный добровольный обзор России о прогрессе в области достижения целей устойчивого развития. Платформа «Бережливый умный город» вошла в число лучших практик по версии программы ООН по населенным пунктам.
Добровольный национальный обзор хода осуществления Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года // United Nations. URL:

«БЕРЕЖЛИВЫЙ МФЦ»

Минэкономразвития России совместно с экспертами ГК «Росатом» на основе заявок отобрали 17 пилотных регионов по внедрению принципов бережливости в МФЦ. Среди них: Липецкая область, Белгородская область, Республика Дагестан, Приморский край, Ставропольский край, Кемеровская область, Ленинградская область, Новгородская область и другие.
«Бережливый МФЦ»: опыт Ленобласти — другим регионам// Сайт «Мои документы» Ленинградской области.
Внедрение Бережливого МФЦ // Сайт «Мои документы» Новгородской области.
Восемь регионов стали координаторами пилотного проекта по оптимизации федеральных услуг (Росреестра, МВД России, ФНС России и ПФР) и разработке модели и критериев бережливого МФЦ. В каждом регионе были выбраны отдельные процессы в составе услуг, по которым выявлялись проблемы и проводилась оптимизация.
В Кемеровской области — Кузбассе Lean-подход в сфере МФЦ начали внедрять в двух городах — Кемерово и Анжеро-Судженске — с перспективой дальнейшего тиражирования на всю сеть МФЦ региона. Цель проекта — повысить удовлетворенность граждан, доступность услуг, устранить потери. Для пилотного проекта был выбран процесс приема заявителей по услуге Росреестра «Государственная регистрация права». После определения процесса были выделены цели и показатели проекта: сокращение времени ожидания в очереди до 15 минут, увеличение количества посетителей в центрах.
В команду каждого офиса вошли 5–6 сотрудников: начальники отделов приема, отделов обработки документов, ИТ-специалист, директор офиса, юрисконсульт уполномоченного МФЦ и представитель учредителя. После формирования команды началось картирование процесса. Для получения дополнительной информации был организован прием предложений от сотрудников МФЦ, непосредственно оказывающих государственную услугу, а также от самих заявителей.
Рисунок 9.3
«Пирамида проблем» МФЦ Кемеровской области
Основной проблемой оказались потери времени:
  • при оформлении талона электронной очереди (многие заявители не могли разобраться с интерфейсом электронной очереди);

  • при ожидании специалистом заявителя после вызова талона;

  • нерациональное использование времени ожидания в очереди (например, заявитель мог бы в это время изучить условия договора, оплатить госпошлину, сделать недостающие копии документов);

  • сканирование пакета документов для передачи в электронном виде;

  • перенос данных из программного комплекса приема и выдачи документов в информационную систему МФЦ.
Все выявленные проблемы были разделены на категории (см. рисунок 9.3). В вершину пирамиды проблем попадают проблемы федерального уровня (например, необходимость предоставлять квитанцию об оплате госпошлины), в середину — регионального уровня (например, отсутствие единого кол-центра), в основание — проблемы местного характера (непосредственно проблемы МФЦ). Для выявления причин возникновения проблем команда использовала метод «Пять почему».
Проблема «Долгое время ожидания специалистом заявителя». — Почему? — Заявитель долго идет до окна специалиста. — Почему? — Заявитель не ориентируется, куда идти. — Почему? — Неинформативная навигация. — Почему? — Номера окон расположены высоко, нет альтернативных форм навигации. Решение — сделать напольную навигацию.
В сотрудничестве с Росатомом пилотные регионы разработали и апробировали две модели «бережливого МФЦ»:
  • процессная модель определяет эталонный образец деятельности центров госуслуг и состоит из трех групп процессов (основных, вспомогательных и управленческих). Каждый процесс предполагает описание подпроцессов, входа в процесс, выхода из него и требований к ним, а также описание критериев эффективности процесса;

  • критериальная модель представляет собой набор критериев, которые формируют паспорт бережливости и позволят определить уровень внедрения бережливых инструментов и соответствие эталонному образцу (базовый уровень, продвинутый и высший.
В результате реализации проекта (см. таблицу 9.1) решены более 40 проблем на региональном уровне и уровне МФЦ (устранены потери), а также выявлены 37 проблем, для решения которых требуется внесение изменений в НПА федерального уровня (предложения направлены в соответствующие органы исполнительной власти).
Таблица 9.1
Некоторые результаты проекта «Бережливый МФЦ»

БЕРЕЖЛИВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Клуб директоров бережливых школ и детских садов был создан в 2019 году, в его состав вошли 11 образовательных организаций из Кемеровской области, Нижнего Новгорода, Одинцово, Липецка, Белгорода, Рязани, Перми, Ельца, Орла. Клуб аккумулирует и распространяет опыт внедрения бережливых технологий во все процессы образовательных учреждений. Разработаны критерии бережливой образовательной организации, выстроена система целеполагания. Для формирования бережливого мышления у детей придумана деловая игра «Фабрика процессов», рассчитанная на дошкольников.
Проект «Бережливый колледж» возник в Белгородской области на первых этапах проекта «Бережливый регион», чтобы разработать бережливые управленческие модели и интегрировать технологии и инструменты в образовательный процесс. В профессиональных образовательных организациях области разработано 123 проекта, создано пять фабрик процессов. Сейчас команды бережливых колледжей апробируют модели управления по целям SQDCM, позволяющие системно работать над устранением потерь и повышением удовлетворенности участников процесса. Проекты бережливого управления реализуют профессиональные образовательные организации восьми субъектов Российской Федерации.
В 2019 году при поддержке производственной системы «Росатома» создана Лига бережливых профессиональных образовательных организаций, в ее состав входят 23 профессиональных образовательных организации из пяти субъектов РФ. Лигой выработаны критерии оценки организаций, формируется процессная модель и реестр процессов организаций СПО.
Ценность Lean-подхода заключается в том, что он ориентирован на решение проблем и востребован в ситуациях ограниченных ресурсов, организационных изменений, кадрового дефицита. И если ранее попытки использования Lean-подхода в российском государственном управлении предпринимали только отдельные энтузиасты, то в последние годы идет их систематическое внедрение, с обобщением и масштабированием опыта и методической поддержкой.