ПРИЛОЖЕНИе А

Бережливые стартапы

Lean-подход, описанный в конце 1980-х годов как практика повышения эффективности промышленных компаний, быстро приобрел популярность в организациях самого разного профиля — от банков до органов государственной власти. Среди выросших из принципов бережливого производства методик, взятых на вооружение в госуправлении США, оказалась и концепция бережливого стартапа. Ее предложил предприниматель Эрик Рис в книге «Бизнес с нуля» (The Lean Startup). По мнению Риса, поскольку стартапы действуют в условиях крайней неопределенности, модель традиционного бизнеса будет для них непродуктивной и приведет к огромным расходам. Часто это происхо дит потому, что продукт оказывается вообще не нужен пользователю или не нужен в том виде, в котором его предлагает компания. Это и становится причиной закрытия множества стартапов.
Что почитать
Оказывается, управлять можно даже таким непредсказуемым и хаотичным предприятием, как стартап. Его успех — «не следствие хорошей генетики или счастливой случайности. Этот успех можно спланировать, если следовать правильным процессам».

Рис Э. Бизнес с нуля. Метод Lean Startup для быстрого тестирования идей и выбора бизнес-модели. М.: Альпина Паблишер, 2019.

ЧТО ПОЧИТАТЬ

Оказывается, управлять можно даже таким непредсказуемым и хаотичным предприятием, как стартап. Его успех — «не следствие хорошей генетики или счастливой случайности. Этот успех можно спланировать, если следовать правильным процессам».

Рис Э. Бизнес с нуля. Метод Lean Startup для быстрого тестирования идей и выбора бизнес-модели. М.: Альпина Паблишер, 2019.
В основе концепции бережливого стартапа лежит цикл «создать — оценить — научиться»: нужно создать минимальную рабочую версию продукта (MVP), получить оценку пользователей и решить, какого направления развития придерживаться в дальнейшем.
Эрик Рис разрабатывал принципы бережливого стартапа для предпринимателей Кремниевой долины, однако оказалось, что они применимы и к организациям госсектора. В июле 2010 года президент США Барак Обама подписал указ о создании федерального агентства — Бюро по финансовой защите потребителей (Сonsumer Financial Protection Bureau, CFPB) — и поручил своему советнику по технологиям Анишу Чопре разработать управленческие процессы для нового агентства. Чопра, в свою очередь, обратился к Эрику Рису, об идеях которого уже знали за пределами Кремниевой долины. Чопра и Рис подошли к созданию агентства как к запуску стартапа: планировалось создать небольшую, но эффективную организацию до того, как в нее будут вложены значительные бюджетные средства. Для этого нужно было поставить четкую задачу, нанять команду специалистов по разработке инновационных продуктов, быстро проанализировать обратную связь от пользователей и сделать из нее выводы.
Стратегия Риса и Чопры оказалась успешной, и вскоре принципы бережливого стартапа были использованы в реализации еще одного госпроекта — сайта healthcare.gov, с помощью которого граждане могли выбрать программу медицинского страхования. Через три месяца заработал сайт с минимальным объемом функций; после получения обратной связи от пользователей разработка продолжилась. Кроме того, отзывы позволили начать диалог со страховыми компаниями о раскрытии информации, которую те имели право не раскрывать, но которая часто была необходима гражданам. Впоследствии принципы бережливого стартапа стали использоваться и на муниципальном уровне, например для перезапуска сайтов городских услуг в Пало-Альто и Лос-Анджелесе.