2.3 УПРАВЛЕНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМИ (BPM) И РЕИНЖИНИРИНГ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ (BPR)

Время чтения: 4 мин.
Понятие «реинжиниринг процессов» ввели в 1993 году инженер, профессор Массачусетского технологического института Майкл Хаммер и консультант в сфере менеджмента Джеймс Чампи. Реинжиниринг сразу заинтересовал компании, которые стремились повышать эффективность и побеждать в конкуренции.
ЧТО ПОЧИТАТЬ
«Менеджеры осознали необходимость принципиальных изменений для избавления от бюрократии и сложных процессов, которые не давали фирмам расти». Инженер-исследователь и бизнесмен, авторы культового руководства по реинжинирингу процессов, научат действовать в эпоху непрерывных перемен, когда преобразования стали рутиной, все процессы происходят одновременно, а бремя принятия решений переходит от руководителей к рядовым сотрудникам.

Хаммер М., Чампи Д. Реинжиниринг корпорации: манифест революции в бизнесе. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011.

ЧТО ПОЧИТАТЬ

«Менеджеры осознали необходимость принципиальных изменений для избавления от бюрократии и сложных процессов, которые не давали фирмам расти». Инженер-исследователь и бизнесмен, авторы культового руководства по реинжинирингу процессов, научат действовать в эпоху непрерывных перемен, когда преобразования стали рутиной, все процессы происходят одновременно, а бремя принятия решений переходит от руководителей к рядовым сотрудникам.

Хаммер М., Чампи Д. Реинжиниринг корпорации: манифест революции в бизнесе. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011.
Управление бизнес-процессами (Business Process Management, BPM) и реинжиниринг бизнес-процессов (Business Process Reengineering, BPR) —комплексные управленческие подходы, применяемые для клиентоориентированных организаций, в которых развиты информационные технологии. В BPM организация — это «система взаимодействующих процессов, эффективность которых должна быть сбалансирована». BPR — cпособ радикального пересмотра и перепроектирования процессов для достижения бизнес-целей.
Определение из свода знаний по BPM — CBOK (от англ. Common Body Of Knowledge) — жанра управленческой и научной литературы, в которой собраны понятия и методы, признаваемые широким кругом специалистов в той или иной дисциплине. См.: Свод знаний по управлению бизнес-процессами BPM CBOK 3.0. 2-е изд. М.: Альпина Паблишер, 2020.
Для BPM процессы — это активы. Чтобы их анализировать и улучшать, используют формальные нотации и программное обеспечение — BPMS/ BPMT-системы (англ. Business Process Management System/Tool, система/ инструмент управления бизнес-процессами). Процессный подход, управление бизнес-процессами и реинжиниринг бизнес-процессов — едва ли не самые популярные темы в мировой литературе о менеджменте последних тридцати лет. В госсекторе, и не только российском, BPM и BPR знают гораздо меньше, хотя эти концепции и рассматривалась как возможная основа функционирования электронного правительства и эффективное средство снижения затрат.
Например, BPMN; подробнее об этой нотации см. раздел 4.3.4
Gabryelczyk R., Jurczuk A. Business Process Management in the public sector: explored and future research fields // 9th Annual Conference of the EuroMed Academy of Business: Innovation, Entrepreneurship and Digital Ecosystems. Warsaw: EuroMed Press, 2016. P. 786–799.
Сейчас BPM-решения встраиваются в логику платформ, предоставляющих госуслуги; особенно актуальными BPM-подходы могут оказаться для развития проактивного предоставления и автоматизации госуслуг (в том числе для предварительной проверки документов) или автообмена сведениями между разными госструктурами по системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).
Проект «Организация процессов Ситуационного центра губернатора Сахалинской области в целях обеспечения безопасности граждан в период пандемии COVID-19» стал финалистом конкурса «BPM проект года». Использование современных процессных методов позволило избежать кризиса в системе противодействия пандемии. В частности, была подготовлена единая модель ситуационного центра (СЦ), выявлено дублирование функций, организованы сбор и представление аналитической информации, введены регламенты, разработаны инструкции оперативных дежурных, подготовлены и утверждены формы оперативных отчетов. Службы СЦ обеспечивались актуальными инструкциями в изменяющихся внешних условиях.

Проект «Организация процессов Ситуационного центра губернатора Сахалинской области в целях обеспечения безопасности граждан в период пандемии COVID-19» стал финалистом конкурса «BPM проект года». Использование современных процессных методов позволило избежать кризиса в системе противодействия пандемии. В частности, была подготовлена единая модель ситуационного центра (СЦ), выявлено дублирование функций, организованы сбор и представление аналитической информации, введены регламенты, разработаны инструкции оперативных дежурных, подготовлены и утверждены формы оперативных отчетов. Службы СЦ обеспечивались актуальными инструкциями в изменяющихся внешних условиях.
Подробнее о проекте см. на сайте конкурса
Еще одна область применения BPM-систем в госсекторе — изменение бизнес-процессов лицензирования в связи со стартовавшим в 2021 году переходом десятков органов власти, осуществляющих лицензирование, на реестровую модель, где юридическую значимость имеет не бумажный документ, а запись в электронном реестре.
Об этом тренде рассказывает Людмила Богатырева, руководитель департамента цифровых решений агентства «Полилог», подробнее см.: Управление бизнес-процессами, рынок России // TAdviser.
Об этических проблемах, возникающих при переходе на электронный реестр, и о необходимости иметь его «аналоговую» версию см. раздел «Социальные вызовы технологий» в докладе: Этика и «цифра»: этические проблемы цифровых технологий. М.: РАНХиГС, 2020.
В Ленинградской области реинжиниринг процессов предоставления лицензии на деятельность такси на территории региона позволил сократить срок предоставления лицензии с 30 до 10 дней и сэкономить 10,7 млн рублей областного бюджета в год.

В Ленинградской области реинжиниринг процессов предоставления лицензии на деятельность такси на территории региона позволил сократить срок предоставления лицензии с 30 до 10 дней и сэкономить 10,7 млн рублей областного бюджета в год.
Важно понимать, что BPM-подходы применимы не к любым процессам, а только к устойчивым, усредненным, не имеющим признаков самоорганизации.
Классификация процессов приведена в разделе 3.6