ЧАСТЬ II. ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ LEAN-ПОДХОДОВ

В этой части доклада собраны примеры внедрения Lean-подхода и процессного управления в работу российских органов власти, государственных учреждений и отдельных отраслей. Также приведен обзор зарубежных кейсов, в котором представлен ценный опыт других стран. Описание практического применения методов бережливого управления в разных организациях и на территориях разного масштаба поможет разобраться в особенностях использования инструментов и выбрать наиболее подходящие для конкретной ситуации.

8 ВНЕДРЕНИЕ БЕРЕЖЛИВОГО УПРАВЛЕНИЯ В РАБОТУ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ

Авторы: К. В. Грабельников, М. В. Туманова
Время чтения: 5 мин.
Главное в разделе
  • Lean-подход стал популярен в госсекторе в 2010-х годах.
  • Он внедрялся двумя путями: в отдельную отрасль или в работу местных органов власти.
  • Примеры реализованных проектов — здравоохранение в Удмуртии и правительство Воронежской области.
Стимулом для внедрения новых методов управления в сферу государственной власти России послужила административная реформа 2006–2010 годов. Ее целью было повышение эффективности органов исполнительной власти. В министерствах и администрациях начались структурные и функциональные перемены, возникла необходимость совершенствовать внутренние и внешние процессы, регламентировать процедуры. В связи с этим органы власти стали активно обращаться к мировому опыту эффективного управления. Lean-подход стал одним из наиболее популярных.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.10.2005 № 1789-р «О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006–2010 годах и плане мероприятий по проведению административной реформы в Российской Федерации в 2006–2010 годах».
Внедрение бережливого управления в органах государственной власти происходило двумя способами:
1
органы власти выступали организаторами внедрения бережливого управления на территории региона или муниципалитета. В этом случае Lean внедрялся в одну или несколько отраслей — производство, здравоохранение, образование и т. п., — а государственный аппарат стимулировал и контролировал процесс, оказывал методическую поддержку;
2
Lean-подходы внедрялись в работу самих органов власти или местного самоуправления.
Первый вариант был реализован, например, в Удмуртской Республике, где бережливое управление активно внедрялось в производственную сферу и здравоохранение. В здравоохранении реализация бережливых проектов началась в 2017 году, их целью было повышение качества медицинской помощи, сокращение простоев медицинского оборудования, эффективное использование материалов. Были разработаны операционные карты процессов (см. рисунок 8.1).
Рисунок 8.1
Стандартная операционная карта процесса «Надевание средств индивидуальной защиты»
С 2019 года бережливые проекты включают межведомственное взаимодействие, например, создан сквозной процесс для оптимизации системы медицинской помощи пациентам с острым коронарным синдромом — от амбулаторного приема через специализированный стационар до диспансерного наблюдения в поликлинике.
В результате реализации бережливых медицинских проектов в Удмуртии:
  • на 40% снизилось количество ошибок при ведении документации;
  • на 15% повысился охват диспансерным наблюдением первичных пациентов;
  • в два раза повысился охват диспансерными осмотрами пациентов, находящихся под наблюдением.
Примером внедрения Lean-подхода в деятельность органов власти может служить развитие бережливого управления в правительствах Ярославской и Воронежской областей. В Воронежской области было принято распоряжение областного правительства от 01.06.2020 № 695-р «О реализации бережливого управления в деятельности исполнительных органов государственной власти Воронежской области и подведомственных им учреждений». В области создан «Центр эффективности правительства Воронежской области», который, в частности, работает над проектом «Бережливое правительство».
Проект «Бережливое правительство» // Центр эффективности правительства Воронежской области.
При анализе процессов в департаменте социальной защиты населения Воронежской области были зафиксированы две основные проблемы: большое количество бумажных форм заявлений и недостаток времени у одной из групп клиентов — многодетных мам. Была введена единая форма заявления на предоставление мер социальной поддержки, а к каждой многодетной семье прикрепили координатора-консультанта, к которому можно обратиться за помощью в оформлении пособия.

При анализе процессов в департаменте социальной защиты населения Воронежской области были зафиксированы две основные проблемы: большое количество бумажных форм заявлений и недостаток времени у одной из групп клиентов — многодетных мам. Была введена единая форма заявления на предоставление мер социальной поддержки, а к каждой многодетной семье прикрепили координатора-консультанта, к которому можно обратиться за помощью в оформлении пособия.
Культура постоянных улучшений. Что даст Воронежской области «Бережливое правительство» // РИА «Воронеж».
В Ярославской области применение Lean-подхода уже в 2010 году вошло в обязательные требования к программам повышения квалификации госслужащих наряду с другими «технологиями современного менеджмента», а в 2011 году в области была развернута система организации эффективного рабочего пространства (система 5С) в органах исполнительной власти.
Распоряжение Правительства Ярославской области от 12.07.2010 № 124-р «Об утверждении квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам государственных гражданских служащих в сфере менеджмента».
Распоряжение Правительства Ярославской области от 23.08.2011 № 414-р «О системе организации эффективного рабочего пространства в органах исполнительной власти Ярославской области и структурных подразделениях аппарата Правительства области».