Глоссарий

В глоссарии собраны основные термины, использованные в докладе, которые могут быть неизвестны читателю, не имевшему дело с бережливым управлением. Слова, выделенные курсивом, сами являются терминами и описаны в глоссарии. Также указаны те разделы доклада, в которых обсуждаемый термин разъясняется, комментируется или иллюстрируется.
Термин
Синонимы и аналоги
Определение

5S
Разработанная в Японии система организации рабочего места. Один из инструментов бережливого производства. См. раздел 13.2
Адаптивный кейс-менеджмент
Adaptive case management, ACM
Подход к динамическому управлению бизнес-процессами предприятия, позволяющий организовать эффективное взаимодействие сотрудников для решения поставленной задачи (кейса), своевременно реагировать на внешние изменения и формировать библиотеку «лучших практик» по результатам ее выполнения. См. раздел 7
Архитектор процесса
Process architect
Представитель владельца процесса на более низком уровне управления, отвечающий за проектирование и описание логически верного процесса, за идентификацию и управление связями со смежными процессами. См. раздел 4.2.4
Бережливое производство
Lean production, Lean
Подход к менеджменту и управлению качеством, делающий акцент на определении ценности продукта для потребителя и выстраивании потока ее создания. См. раздел 2.2.1
Бережливое управление
Lean governance
Управление, основанное на принципе максимального сокращения потерь и неэффективных действий. См. раздел 2.2.1
Владелец процесса
Process owner
Субъект, который осуществляет управление и регулирование процесса. См. раздел 4.2.4
Время работы на шаге процесса
Время обработки, Touch time
Время непосредственной работы в процессе. См. раздел 6.4
Время выполнения процесса
Общее время цикла, Lead time
Общее время выполнения процесса или его этапа. См. раздел 6.4
Входы процесса
Объекты, которые поступают внутрь процесса, чтобы претерпеть изменения и преобразования. См. раздел 3.3
Вытягивание
Pull system
Принцип, согласно которому участник потока, находящийся «выше по течению», не приступает к работе до тех пор, пока тот, кто находится «ниже», не даст ему сигнал к началу работы. См. раздел 2.2
Выходы процесса
Результаты процесса. См. раздел 3.3
Вышестоящий процесс
Процесс верхнего уровня
Исходный процесс при декомпозиции. Процесс более высокого уровня, в который рассматриваемый процесс входит как этап или иная составная часть. См. раздел 3.4
Гемба
Gemba
Целенаправленное изучение рабочего процесса с четко поставленными задачами и установленными рамками, проведение замеров процесса, а также сбор всей необходимой информации непосредственно на месте осуществления процесса. См. раздел 6.4
«Голос клиента»
Voice of client, VOC
Инструмент для понимания потребностей клиентов, их предпочтений по отношению к продукту или услуге. См. раздел 6.3
Границы процесса
Отделяют один процесс от другого, а также определяют, что находится внутри процесса, а что снаружи. См. раздел 3.3
Диаграмма Исикавы
Диаграмма Ишикавы, Ishikawa diagram
Графический инструмент, позволяющий наглядно и системно анализировать взаимосвязи следствий и причин, которые порождают эти следствия или влияют на них. См. раздел 6.4
Диаграмма спагетти
Spaghetti chart
Траектория, которую описывает продукт или человек, двигаясь по потоку создания ценности. Эта траектория, как правило, хаотична и похожа на тарелку со спагетти. См. раздел 6.4
Кайдзен
Kaizen
Постепенные непрерывные улучшения и внутренний настрой на их проведение всех сотрудников. Одно из ключевых положений Lean. См. раздел 2.2.1
Канбан
Kanban
Метод, который позволяет определять и совершенствовать сервисы, поставляющие результаты умственного труда, и управлять этими сервисами для реализации запросов клиентов. Исторически канбан — возникший в компании Toyota способ организации производства и снабжения, который позволяет осуществлять принцип «точно вовремя». См. раздел 5.2.3, и раздел 15.2
Карта потока создания ценности
Карта процесса создания стоимости, Value stream mapping, VSM
Визуальный инструмент, отображающий поток создания ценности. Позволяет регистрировать время работы на этапе, время ожидания, количество документов и другие важные для процесса данные. См. раздел 6.4
Карта процесса
Process map
Визуальный инструмент, который помогает всем членам команды сформировать единое понимание основных шагов процесса, его границ, узких мест и дублирующих функций. См. раздел 4.3.1
Картирование
Mapping
Процесс составления карты, блок-схем. См. раздел 4.3
Каталог процессов
Process catalog
Таблица, иерархический перечень или графическая схема, включающие верхнеуровневое описание типа процесса и ролей субъектов в нем, требования к результату, нормативные документы, которые регламентируют процесс и результаты процесса. См. раздел 4.2.1
Ключевые показатели эффективности
Key performance indicators, KPI, КПЭ
Показатель — измерение процесса, имеющее, в отличие от метрики процесса, целевое или нормативное значение. Ключевые показатели эффективности выбираются на основании стратегических целей или важных направлений работы организации. См. раздел 5.2
Матрица влияния
Influence matrix
Инструмент, который позволяет систематизировать все выявленные причины проблем, расставить приоритеты и выбрать те причины, для которых нужно разработать решения на следующей фазе оптимизации процесса. См. раздел 6.5
Метрика процесса
Измерение процесса, не имеющее целевого или нормативного значения (в отличие от показателя). См. раздел 5.2.1
Нотация описания процесса
Нотация, Notation
Разные типы графических описаний процессов, отличающиеся перечнем и формой используемых графических элементов, а также правилами сочетания этих элементов. См. раздел 4.2.3
Обея
Процессная комната, Obeya
Эталонное место, предназначенное для изучения методов бережливого управления и картирования процессов. См. раздел 5.1
Операция
Operation
Любое мероприятие (или система действий), объединенное единым замыслом и направленное к достижению определенной цели. Любая деятельность при детальном рассмотрении состоит из набора операций. См. раздел 3
Паспорт проекта
Project charter
Соглашение между руководителем организации и проектной командой, в котором прописаны ожидания заказчика или руководителя. См. раздел 6.3
Потери
Waste, muda
Действия или операции, не имеющие ценности. См. раздел 1, раздел 2.2 и раздел 6.5
Поток
Наилучшая, без потерь времени и усилий, последовательность действий в процессе, необходимых для создания ценности. См. раздел 2.2
Процесс
Совокупность взаимосвязанных и (или) взаимодействующих видов деятельности, использующих входы для получения намеченного результата. См. раздел 1
Процессный офис
Структура внутри организации, которая разрабатывает методологию, формирует описание процессов, обеспечивает их мониторинг и оптимизацию. См. раздел 4.4
Производственная система Росатома
ПСР
Система на основе принципов бережливого производства и непрерывного совершенствования процессов, принятая в компании «Росатом». См. раздел 2.4.2
Производственная система Сбербанка
ПСС
Система на основе принципов бережливого управления и «Lean Шесть сигм», принятая в компании «Сбербанк». См. раздел 2.4.1
«Пять почему»
«5 почему»
Аналитический метод, суть которого заключается в том, чтобы, рассматривая проблему, пятикратно задавать себе вопрос «Почему это произошло?». См. раздел 6.5
Реинжиниринг процесса
Process reengineering
Радикальное перепроектирование процессов для достижения максимального эффекта от деятельности (производственной, финансовой, экономической) организации. См. раздел 2.3
Ресурсы процесса
Материальные или нематериальные объекты, необходимые для поддержания процесса. См. раздел 3.3
Сигма
Единица измерения бездефектности процесса. См. раздел 6.4
Сквозной процесс
Процесс, который проходит через всю систему управления насквозь (то есть входы процесса приходят извне организации, выходы процесса также получают внешние потребители или контрагенты). См. раздел 1 и раздел 3.6
Смежный процесс
Процессы, поставляющие свой выход в другой процесс или потребляющие выходы этого процесса. См. раздел 4.3
СОП
Стандартная операционная процедура, SWMS
Обязательный для исполнения пошаговый список действий операционного сотрудника по реализации стандартных операций, которые он выполняет на рабочем месте. См. раздел 5.1
«Точно вовремя»
Just-in-time, JIT, «Точно в срок»
Система, при которой происходит полная синхронизация поставок с процессами производства и реализации: производственные запасы подаются небольшими партиями непосредственно в нужные точки производственного процесса, минуя склад, а готовая продукция сразу отгружается покупателям. См. раздел 1
Фабрика процессов
Учебная производственная площадка, на которой участники в реальном производственном или управленческом процессе получают опыт применения инструментов бережливого производства. См. раздел 12
Функция
Действие или набор действий, закрепленные за отдельными подразделениями в положениях о подразделении или должностных инструкциях. См. раздел 4.1
Цикл Деминга — Шухарта
Plan — Do — Check — Act, PDCA
Универсальный управленческий цикл, «круг качества», на основе которого выстраивается регулярный менеджмент в организации. См. раздел 2.1.2
«Шесть сигм»
«6 сигм»
Концепция, разработанная в компании Motorola для минимизации отклонений от стандартов в производстве. С точки зрения статистики шесть сигм — это характеристика такого процесса, количество дефектов в котором не превышает 3,4 на миллион операций. См. раздел 2.2.2
BPMN
Business Process Model and Notation, нотация и модель бизнес-процессов
Нотация для моделирования процессов, описывающих работу, которая подлежит дальнейшей автоматизации, и потоки взаимодействия между исполнителями процесса. См. раздел 4.3.4
Change-деятельность
Элемент тримодальной системы управления, связанный с изменениями. См. раздел 2.1.1
CMMN
Case management model and notation
Нотация для моделирования и описания кейсов в рамках кейс-менеджмента, требующих различных действий, которые могут выполняться в непредсказуемом порядке в ответ на изменяющиеся ситуации. См. раздел 7.2
CTQ
Critical to Quality
«Критично важный для качества»: любой поддающийся измерению показатель продукции или услуги, важный с точки зрения клиента. См. раздел 6.3
Disrupt-деятельность
Элемент тримодальной системы управления, связанный с прорывами и радикальными изменениями, инновациями и трансформациями. См. раздел 2.1.1
DMAIC
Define, Measure, Analyze, Improve, Control
Пришедший из «Lean Шесть сигм» подход к последовательному решению проблем, совершенствованию процессов. См. раздел 6.2
EPC
Event-Driven Process Chain, событийная цепочка процесса
Нотация отображения хода выполнения процесса, ключевые элементы которой — события и функции. См. раздел 4.3.3
Lean
Бережливое производство
Практика, нацеленная на поиск ценности для клиента и на сокращение или ликвидацию неэффективных действий и методов в процессе создания этой ценности. См. раздел 2.2
«Lean Шесть сигм»
Lean Six Sigma, LSS
Концепция постепенных улучшений, которые начинаются с выявления потерь, простоев и ненужных трат и продолжаются работой по сокращению дефектов и отклонений в процессе, ценность которого уже определена. Совмещает в себе практики и инструменты как Lean, так и «Шесть сигм». См. раздел 2.2.2
Run-деятельность
Элемент тримодальной системы управления, связанный с операционными процессами и рутинной, повторяющейся деятельностью. См. раздел 2.1.1
SIPOC
Suppliers, Inputs, Process, Outputs, Customers
Модель, которая позволяет очертить границы процесса и кратко описать то, что в ней происходит, с помощью пяти элементов: поставщик, вход, процесс, результат, клиент. См. раздел 4.2.2
VAD
Диаграмма цепочки добавленной ценности, Value-Added Chain Diagram
Нотация, которая используется для графического описания деятельности организации и отражает все процессы и группы процессов (а также их взаимосвязи) из каталога процессов организации. См. раздел 4.3.2